Коран был написан Мухаммедом. Книга Мормона — Джозефом Смитом. Библия же является уникальной книгой из числа многих других священных книг в мире. Ее писал не один человек. Книги Ветхого и Нового Завета создавались на протяжении 1600-летнего периода на территории Азии, Африки и Европы и принадлежат более 40 разным авторам.
Несмотря на такой продолжительный период времени, все авторы Библии передают одну и ту же основную идею: Бог - Творец неба и земли, предлагает каждому человеку познать Его лично.
Кроме своего уникального авторства, Библия также содержит множество пророчеств, в точности исполнившихся впоследствии. Например, существует более 300 конкретных пророчеств, принадлежащих разным ветхозаветным пророкам, о пришествии Мессии: месте его рождения, юношеских годах и т.д. Все эти пророчества были в полной мере исполнены Иисусом Христом спустя сотни лет. Они, как и многие другие исполнившиеся пророчества, объясняют, почему авторы Писания могли сказать: «Так говорит Господь...» - они говорили от имени Того, Кто знает «от начала, что будет в конце.»1
Больше о библейских пророчествах.
Больше о библейских пророчествах
За семьсот лет до рождения Иисуса в книге Исайи (Ветхий Завет) было записано пророчество о приходе Мессии. В Иисусе исполнилось не только это пророчество, но и более 300 других особенных пророчеств о Мессии, записанных в Ветхом Завете. Ниже приводятся примеры пророчеств из книги Исайи в сравнении с параллельными местами из Нового Завета...
Ветхозаветное пророчество | Исполнение его в Новом Завете |
рожден от Девы «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Исаия 7:14) |
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф... поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (От Матфея 1:18,24,25) |
Служение чудес «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.» (Исаия 35:5,6) |
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». (От Матфея 11:4,5) |
Умер за грехи человечества «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Исаия 53:5,6) |
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». (От Иоанна 10:11) «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (От Луки 18:31-33) Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (От Иоанна 19:1-3) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его». (От Иоанна 19:17,18) |
Комментарии Иисуса на ветхозаветные пророчества, говорящие о Нем Самом:
• «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (От Иоанна 5:39)
• «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». (От Иоанна 5:46)
• «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (От Луки 18:31-33)
После того, как Он воскрес из мертвых...
• Тогда Он сказал им: «О, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (От Луки 24:25-27)
• И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». (От Луки 24:44-48)
Более детальную информацию о библейских пророчествах (на английском языке) читайте на: http://www.aboutbibleprophecy.com/messianic.htm.
(Все библейские ссылки взяты из Русского Синодального текста)
Археология также неоднократно подтвердила имена людей, исторические события и географические указания в точности так, как они были записаны в Ветхом и Новом Заветах. Хотя археология и не способна доказать духовную истинность Библии, но открытия в этой сфере подтверждают достоверность Библии как исторического документа.
Кроме того, по сравнению с другими древними книгами, текст Библии был удивительным образом защищен от изменений и сохранился до нашего времени. Для сравнения, на семь существующих рукописей трудов Платона приходится более 5000 рукописей Нового Завета. При сопоставлении текстов всех этих книг было установлено их сходство друг с другом на 99,5%.
Как можно удостовериться в правдивости биографий Иисуса Христа в Евангелиях? Когда историки исследуют достоверность чьей-то биографии, они часто задаются вопросом: «Подают ли другие многочисленные источники те же сведения об этом человеке?»
Вот как это работает. Представьте себе, что вы собираете биографические данные о бывшем президенте Джоне Кеннеди. Вы находите много информации о его семье, службе на посту президента, урегулировании ядерного кризиса на Кубе, и каждая исследуемая вами биография сообщает похожие факты. Но что если в одной из биографий вы находите информацию о том, что Джон Кеннеди 10 лет был священнослужителем в Южной Африке? Ни в одном из предыдущих источников не упоминалось ни о его карьере священнослужителя, ни о том, что он провел 10 лет в Южной Африке. Очевидно, этот факт биографии президента не является правдивым.
Что касается Иисуса из Назарета, находим ли мы многочисленные биографии, сообщающие похожие факты из его жизни? Ответ «да». Существует четыре книги Нового Завета (Евангелия), которые описывают многие подробности из жизни Христа. Кем были написаны Евангелия? Авторами двух книг были люди лично знавшие Иисуса. Более трех лет они провели вместе с ним (Матфей и Иоанн). Две другие книги были написаны близкими товарищами апостолов Христа.
Каждый из четырех авторов написал подробный рассказ о жизни Иисуса. Как и следовало ожидать, разные авторы, описывающие жизнь реального человека, сообщают факты, согласующиеся друг с другом, но их повествования уникальны и разнообразны в подаче информации. Каждая из биографий представлена без излишней чувствительности и помпезного творчества. Форма написания выдержана в газетном стиле «это было так». В Евангелиях упоминаются конкретные географические названия и культурные особенности, которые подтверждаются историками и археологами. Главные темы Евангелий также свидетельствует об их достоверности.
Заявления Христа соответствовали культуре и аудитории, к которой он обращался, однако его учения радикально отличались от того, что учили иудеи в то время. Из Евангелий видно, что в его учениях не было многих тем, о которых ранняя церковь вероятно бы хотела слышать от Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что биографы были предельно точны и, несмотря на последующие нужды церкви, ничего не добавляли к словам Христа.
Чтобы посмотреть на пример описания событий в Евангелии, кликните здесь.
Евангелия представлены в виде констатации фактов, «вот как это происходило». Даже описания совершенных Иисусом чудес написаны без сенсуализма и мистицизма. Типичный пример – рассказ в Евангелии от Луки, 8 глава, где Иисус воскрешает девочку. Обратите внимание на подробности и четкость передачи происходящего:
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Как и другие записанные случаи исцеления. Иисусом людей, этот несет отпечаток аутентичности. Если бы это был вымысел, тогда отдельные части этой истории были бы записаны по-другому. Например, в вымышленной истории не было бы места заминкам и вкраплениям историй о других происшествиях. Если бы это был вымысел, люди в трауре не смеялись бы в ответ на слова Иисуса, может, разозлились бы или обиделись, но не смеялись бы. И в вымышленной истории разве сказал бы Иисус родителям, чтобы они никому не рассказывали о происшедшем? Скорее описание исцеления подавалось бы как событие особой важности. Но в реальности жизнь не лишена задержек. Люди часто реагируют странно. У Иисуса были свои причины, чтобы удерживать родителей от разглашения факта воскрешения их дочки.
Лучший тест на подлинность Евангелий – это чтение их для самого себя. Как они выглядят: как отчет о событиях или как фикция? Если это подлинно, тогда Бог открыл Самого Себя нам. Иисус пришел, жил, учил, вдохновлял и дал жизнь миллионам живущих, читающим Его слова. Утверждения Иисуса, читаемые в Евангелиях, многие сочли достойными доверия: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Иоанна 10:10)
Да. Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.), римский историк первого столетия, «считается одним из историков древнего мира наиболее заслуживающих доверия.»2 В одном из своих трудов он рассказывает о том, что Нерон «подвергнул жестоким пыткам людей, называвших себя христианами, от имени Христос, человека, приговоренного к высшей мере наказания и казненного во время правления Тиберия, по приказу одного из четырех прокураторов, Понтия Пилата…»3 (Для сравнения, Коран, написанный через 600 лет после смерти Христа, сообщает о том, что Христос никогда не был распят на кресте, хотя этот факт был подтвержден многими светскими историками.4)
Флавий Иосиф, еврейский историк (38-100+ гг. н.э.), писал об Иисусе в своей книге «Еврейские древности». От него мы узнаем, что «Иисус был мудрейшим человеком, который творил удивительные дела, учил многих людей и имел последователей среди иудеев и греков. Люди верили, что он был Мессией, а иудейские лидеры обвиняли его и добились вынесения Пилатом приговора о его распятии. Считалось, что он воскрес после смерти.»5
Суэтоний, Плиний Младший и Талл также писали о поклонении христиан и гонениях на них, что соответствует событиям, описанным в Новом Завете.
Даже иудейский Талмуд, не самый благоприятный источник сведений об Иисусе, подает согласующиеся с другими источниками данные об основных событиях его жизни. Из Талмуда «мы узнаем, что Иисус был зачат вне брака, собирал возле себя учеников, делал богохульные заявления о себе и творил чудеса, которые, однако, приписывались его причастности к волшебству, а не Богу.»6
Поразительно, что эти сведения находятся во многих исторических книгах, поскольку большинство античных историков в основном писали о политических деятелях и полководцах. Тем не менее, древние иудеи, греки и римляне (которые сами не являлись горячими последователями Иисуса) подтверждают главные события, описанные в четырех Евангелиях.
Некоторые люди считают, что Новый Завет переводился «так много раз», что его текст был искажен в процессе перевода. Если бы перевод производился из других переводов, то такая возможность действительно существовала бы. Однако перевод был сделан не из другого перевода, а из текста оригинала на греческом языке найденного в древних рукописях.
Мы знаем, что текст Нового Завета, дошедшего до наших дней, полностью соответствует оригиналу потому что:
Если сравнить текст одной рукописи с текстом другой, их сходство просто поразительно. Иногда написание или порядок слов может отличаться, но это никоим образом не влияет на общий смысл. Что касается порядка слов в предложении, Брюс Мэцгер, заслуженный профессор Принстонской Теологической Семинарии, объясняет: «В английском языке существует огромная разница между предложениями «Собака укусила человека» и «Человек укусил собаку» - последовательность слов имеет большое значение. Однако, в греческом языке, порядок слов ни на что не влияет. Одно слово служит подлежащим не зависимо от того, какое место в предложении оно занимает».7
А как насчет несоответствия в рукописях? Разные варианты текста являются «настолько редкими случаями, что ученые Норман Гейслер и Уильям Никс пришли к заключению: «Новый Завет не только дошел до нас в огромном количестве рукописей, больше чем любая другая книга античности, но также, в отличие от остальных известных книг, сохранился в чистейшем виде — совпадение текстов составляет 99,5%.»8
Доктор Рави Захариас, приглашенный ученый Кембриджского университета, также дает свои комментарии по этому вопросу: «В настоящих условиях Новый Завет является наиболее проверенным древним документом по количеству рукописей, периоду между событиями и временем его написания и множеству других имеющихся документов для подтверждения или опровержения его подлинности. Ничто не может служить таким веским доказательством подлинности древних рукописей, как доступность и целостность текста.»9
Новый Завет — это наиболее заслуживающий доверия древний документ в истории человечества. Его текстуальная целостность превосходит труды Платона или «Илиаду» Гомера.
Чтобы узнать больше о Новом Завете в сравнении с другими древними книгами, кликните здесь.
Вот сравнение Нового Завета с другими древними рукописями*:
Автор | Книга | Дата написания |
Ранние копии |
Временной промежуток |
Кол-во копий |
Гомер | Илиада | 800 до н.э. |
400-й год до н.э. |
400 лет. | 643 |
Геродот | История | 480-425 до н.э. |
900-й год н.э. |
1,350 лет. | 8 |
Cицидид | История | 460-400 до н.э. |
900-й год н.э. |
1,300 лет. | 8 |
Платон | 400 до н.э. |
900-й год н.э. |
1,300 лет. | 7 | |
Демосфен | 300 до н.э. |
1100-й год н.э. |
1,400 лет. | 200 | |
Цезарь | Галльские войны |
100-44 до н.э. |
900- год н.э. |
1,000 лет. | 10 |
Тацит | Анналы | 100 год н.э. |
1100-й год н.э. |
1,000 лет. | 20 |
Плиний второй |
Естественная история |
61-113 гг. н.э. |
850- год н.э. |
750 лет. | 7 |
Новый Завет | 50-100 годы н.э. |
114-й год н.э. (части) 200-й год н.э. (книги) c. 325-й год н.э. (оконченный Н.З.) |
50 лет. 100 лет. 225 лет. |
5366 |
*Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства
Некоторые утверждают, что Библия полна противоречий. Например, Пилат приказал поставить надпись над головой Иисуса, когда тот был распят на кресте. В трех Евангелиях говориться о том, что там было написано.
В Матфея: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский.»
В Марка: «Царь Иудейский.»
В Иоанна: «Иисус Назорей, Царь Иудейский.»
Формулировка во всех троих случаях разная, но их смысл не противоречит друг другу. Но, что же дословно было там написано? В греческом языке, на котором были написаны Евангелия, не было знака кавычек. Так что, когда авторы писали об Иисусе, некоторые из них могли или перефразировать слова или процитировать в точности то, что было написано. Этого мы не знаем. Но это объясняет незначительные отличия в данных отрывках.
Вот еще один пример явного несоответствия. Сколько ночей до своего воскресения Иисус пролежал в гробнице: две или три? Еще до распятия Иисус сказал: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» (Матфея 12:40). В Евангелии от Марка мы находим другое заявление Христа: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Марка 10:33, 34)
Иисус умер в пятницу, и воскрес в воскресенье. Как же он мог провести три дня и три ночи в гробнице? Евреи считали любую часть дня или ночи за целый день и целую ночь. Так что в еврейской культуре, пятница, суббота и воскресение — это три дня и три ночи. Мы думаем и говорим также. Если человек сказал, что весь день ходил по магазинам, то мы понимаем, что он не имел в виду буквально 24 часа.
Это очень типично для явных противоречий в Новом Завете. Многие из них можно объяснить самим текстом или понять, зная исторический фон того времени.
Археология не может доказать, что Библия является Божьим Словом, написанным для нас. Однако она может подтвердить (и подтверждает) историческую точность Библии. Археологи постоянно находят новые доказательства того, что многие государственные чиновники, цари, города и праздники, которые упоминаются в Библии, действительно существовали. Иногда историки даже считали, что этих людей или мест никогда на самом деле не было. Например, в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов.10
Библия вмещает огромное количество исторических подробностей. Так что еще не все то, что упоминается в Библии, было открыто археологией. Однако ни одна археологическая находка не противоречит тому, что написано в Библии.11
В противовес этому, журналист Ли Стробэл комментирует «Книгу Мормона» следующим образом: «Археологам неоднократно не удавалось подтвердить заявления этой книги о событиях, которые некогда будто бы имели место на американском континенте. Помню, как-то я написал запрос в Смитсоновский Институт, чтобы узнать, существуют ли какие-то доказательства, подтверждающие заявления мормонизма, на что мне четко ответили, что археологи института «не видят прямой связи между археологией Нового Мира и главной темой книги». Археологи никогда не находили города, людей, имена или места, упомянутые в «Книге Мормона».12
Для сравнения, многие из древних мест, названных Лукой в Книге Деяний в Новом Завете, были найдены археологами. «Всего Лука безошибочно указывает тридцать две страны, пятьдесят четыре города и девять островов»13.
Археология также опровергла многие необоснованные теории о Библии. Например, в некоторых университетах все еще преподается документальная гипотеза, которая предполагает, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия (первые пять книг Библии), потому что в то время еще не существовало письма. Однако археологи нашли черную стелу. «На ней были надписи из клинообразных символов и подробные законы Хаммураби. Принадлежала ли она периоду после Моисея? Нет! До Моисея. Более того, до Авраама (2000 до н.э.). Она опережала книги Моисея, по крайней мере, на три столетия... Документальная гипотеза все еще преподается, хотя ее первоначальное основание было уничтожено, и была доказана ее несостоятельность».14
Еще одна важнейшая археологическая находка подтвердила существование раннего письма. В 1974 году на севере Сирии были найдены скрижали Эблы. Эти 14000 глиняных дощечек с надписями датируются 2300 г. до н.э., то есть за сотни лет до Авраама.15 В них описываются культура, и жизнь того времени, что в точности напоминает 12-50 главы Бытия.
Археология последовательно и основательно подтверждает историческую точность Библии.
Основные археологические находки
Археологические находки | Значение |
Таблицы Мари | Более 20000 клинописных табличек, которые датируются временами жизни Авраама, объясняют множество традиций патриархов, описанных в Бытии. |
Таблицы Эблы | Более 20000 табличек, многие содержат надписи из закона, подобные записям Второзакония. Ранее считающиеся вымышленными пять городов равнины в Бытие 14 главы (Содом, Гоммора, Адма, Сигор и Севоим) ныне идентифицированы. |
Таблицы Нузи | Передают подробности об обычаях 14-15 веков подобные описаниям из жизни патриархов. Например, служанка рожала детей, если ее госпожа была бесплодна. |
Черная Стела | Доказывает, что письменность и письменные законы существовали за три столетия до Закона Моисея. |
Храмовые стены Карнака, Египт | Ссылка на Авраама, 10-е столетие до н.э. |
Законы Ешнуна (1950 до н.э.) Кодекс Липит-Иштара (1860 до н.э.) Законы Хамураби (1700 до н.э.) |
Показывает, что кодекс законов Моисея не слишком замысловат и не исключение для этого временного периода. |
Таблицы Рас Шамра | Предоставляют сведения о еврейской поэзии. |
Письма Лахиша | Описывают вторжение Навуходоносора в Иудею и проливают свет на времена Иеремии. |
Печать Годолии | Упоминание о Годолии, о нем говорится в 4-м Царств 25:22. |
Цилиндр Кира | Подтверждает Библейское описание декрета Кира с разрешением для Иудеев о восстановлении храма в Иерусалиме. ( смотри 2 Паралипоменон 36:23; Ездра 1:2-4) |
Моавитский камень | Дает информацию о шестом царе Израиля. |
Черный обелиск Шалмоназара III | Описывает как Иоахаз, царь израильский, должен был подчиниться ассирийскому царю. |
Призма Тєйлора | Содержит Ассирийский текст, который более подробно описывает нападение Сеннахирима на Иерусалим во время царя Езекии. |
Обвинения критиков прошлого | Ответы из археологии |
Моисей не мог быть автором Пятикнижия, потому что он жил до изобретения письменности | Письменность существовала задолго до жизни Моисея |
Ур-город Авраама - никогда не существовал. | Ур был обнаружен. На одной из колонн была надпись «Авраам». |
Город, построенный из твердого камня, названный «Петра», не существует. | Петра был обнаружен. |
История падения Иерихона - миф. Город никогда не существовал. | Город был найден и раскопан. Стало очевидно, что стены были разрушены точно таким же образом, как это изложено в библейском рассказе. |
«Хитты» не существовали. | Было найдено сотни ссылок на удивительную цивилизацию Хиттов. Можно написать докторскую диссертацию, изучая Хиттов в университете города Чикаго. |
Валтасар не был царем Вавилона, его имени нет в записях. | Таблицы Вавилона описывают правление этого царя, сына Навонида. |
У нас есть все основания верить в то, что книги, составляющие Новый Завет, являются каноническими. Авторы Евангелий Матфей, Марк, Лука и Иоанн уже упоминались нами как надежные источники. Двое из них близко знали Иисуса и были его верными последователями. Другие авторы Нового Завета также заслуживают доверия: Иаков и Иуда (единокровные братья Иисуса, которые сначала не верили в Него), Петр (один из 12 апостолов) и Павел (которого Христос сделал апостолом после Своей смерти и воскресения). Церковь хорошо знала этих людей и их отношения с Иисусом. Более того, все написанное ими, соответствовало тому, что люди сами слышали об Иисусе, видели собственными глазами и передавали это своим детям.
Когда же сотни лет спустя, начали появляться другие книги (например, евангелие Петра, хотя Петра тогда уже давно не было в живых), церковь легко распознала в них подделку.
Еще одним примером может служить Евангелие от Фомы (на которое Мухаммед ссылается в Коране). Евангелие от Фомы было написано в 140 г. н.э., много лет спустя после смерти самого Фомы. Хотя во многом оно походит на подлинное новозаветное Евангелие от Матфея, но в нем также звучат идеи, идущие вразрез с истинным посланием Евангелий. Описания Иисуса не соответствовали тому, что ранняя церковь знала о Нем.
Во времена ранней церкви, когда появлялись и распространялись такие книги как Евангелие от Фомы, людям не было трудно распознать в них подделку. Такие фальсификации и гностические евангелия опровергали известные учения Христа и Ветхого Завета и часто допускали множество исторических и географических ошибок.16
В конечном счете, возникла потребность издать официальный перечень книг Нового Завета. Этому послужили следующие причины: 1) Когда христиане подверглись гонениям, их книги начали уничтожать (возник вопрос: какие из этих книг нужно было охранять?); 2) В процессе перевода на арамейский и латинский языки, было важно иметь список авторитетных книг; 3) Поддельные книги и лжеучения всегда бросали вызов церкви и ее руководству, поэтому для них важно было твердо стоять на своих убеждениях. В 367 г. н.э. Афанасий издал список из 27 новозаветных книг (те же книги, которые составляют Новый Завет сегодня). Вскоре после этого, Джером и Августин обнародовали тот же список.
Главной причиной, по которой Евангелия были написаны не сразу же после смерти и воскресения Христа, является то, что не было особой надобности в таких записях. В начале, Евангелие распространялось в Иерусалиме из уст в уста. Не было нужды в составлении письменного описания жизни Христа, поскольку жители Иерусалима и его окрестностей были очевидцами событий его жизни и прекрасно знали о его служении.17
Однако когда распространение Евангелия вышло за пределы Иерусалима, где не было свидетелей жизни Иисуса, возникла необходимость создать письменные описания тех событий, чтобы учить других о жизни и служении Христа. Многие ученые относят время написания Евангелий к периоду от 17 до 32 лет после смерти Христа.
В начале своего Евангелия Лука объясняет, почему он решил написать его, и это позволяет нам больше понимать сложившуюся в то время ситуацию: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».18
Иоанн также говорит о причинах, по которых он написал свое Евангелие: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».19
Если вы хотите узнать больше о Христе, в этой статье вы найдете короткое описание его жизни: Не просто слепая вера.
Несомненно. Чтобы иметь ценность, вера должна основываться на фактах, на реальности. Вот пример. Если вы летите в Лондон, вам, наверное, хочется верить в то, что самолет заправлен топливом и исправно работает, что пилоты знают свое дело, и на борту самолета нет террористов. Однако ваша вера не доставит вас в пункт назначения. Ваша вера помогла вам подняться на борт самолета, но что на самом деле позволит вам долететь до Лондона, так это исправность самолета и согласованная работа пилотов. Вам может помочь позитивный опыт в прошлом, но его будет недостаточно, чтобы самолет долетел до Лондона. На самом деле важен объект вашей веры — можете ли вы положиться на него?
Для веры в Бога нужны объективные основания, иначе она становится ни чем иным как просто слабой надеждой и изменяется каждый раз, когда человек переживает изменения в жизни. Если ты живешь во Франции, и жизнь прекрасна, то легко сделать вывод, что Бог есть и Он очень добрый. Но что говорить жителю Индии, жизнь которого не столь приятна? Есть ли Бог на самом деле? Слышит ли он и помогает ли он этому человеку? Как знать наверняка? Вопрос не в вере, а в том, что ее поддерживает.
Итак, это важный вопрос. Является ли Новый Завет точным и надежным представлением Христа? Да. Мы можем доверять Новому Завету, поскольку существует множество фактов, подтверждающих его истинность. В этой статье мы затронули следующие вопросы: историки сходятся во мнениях, археология подтверждает аутентичность Библии, биографии Иисуса в четырех Евангелиях согласуются между собой, сбывшиеся пророчества свидетельствуют о божественном провидении, целостность книг Ветхого Завета, принадлежащих разным авторам, удивительная сохранность рукописей Библии, большая точность в переводах, Библия представляет целостную картину Бога на протяжении 1600 лет. Все это дает нам полное основание верить тому, что написано в Новом Завете: Иисус есть Бог и Сын, который пришел, чтобы дать нам жизнь.
Пожалуйста, пишите нам, если у вас возникают вопросы.
► | Как начать взаимоотношения с Богом… |
► | У меня есть вопрос… |
Сноски: (1) Исаии 46:10 (2) Макдауэл, Джош. Новые неоспоримые свидетельства (Thomas Nelson Publishers, 1999), стр. 55. (3) Тацит, A. 15.44. (4) Комментарии Доктора Уильяма Лейна Крэйга, из лекций студентам, декабрь, 2001: «Из книг еврейского историка Иосифа мы узнаем, что Иисус был подвергнут смертной казни через распятие римскими властями во время правления Понтия Пилата. Римский историк Тацит также называет Понтия Пилата ответственным за смерть Христа. Иосиф, а также сирийский писатель, Мара Бар-Серапион, утверждают, что иудейские власти принимали активное участие в этих событиях и добились казни Иисуса, оправдывая свои действия необходимостью принять надлежащие меры против лжеучителя. Итак, в дополнительных библейских источниках, как иудейских, так и римских, мы находим свидетельства о суде над Иисусом, участии в этом иудейских и римских властей и самой казни через распятие. Все эти факты запечатлены в истории. Ни один ученый или историк не станет отрицать их. Наоборот, они настолько глубоко вкоренились, что, по сути, сами служат критерием достоверности.» (5) Уилкинс Майкл и Мурлэнд, Иисус под огнем (Zondervan Publishing House, 1995), стр. 40. (6) Там же. (7) Стробэл, Ли. Христос под следствием (Zondervan Publishing House, 1998), стp. 83. (8) Там же., стp. 85. (9) Захариас, Рави. Может ли человек жить без Бога? (Word Publishing, 1994), стp. 162. (10) Стробэл, стp. 132. (11) Знаменитый еврейский археолог, Нельсон Глуэк, пишет: «Мы в праве категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие никогда не противоречило Библии» - цитата из книги Джоша Макдауэла Новые неоспоримые свидетельства (Thomas Nelson Publishers, 1999), стр. 61. (12) Стробэл, стp. 143-144. (13) Гейслер, Норман. Энциклопедия христианской апологетики (Grand Rapids: Baker, 1998). (14) Макдауэл, Джош. Неоспоримые свидетельства (1972), стр. 19. (15) http://english.sdaglobal.org/story/advent/secret/ebla.htm (16) Брюс Ф.Ф. Книги и рукописи: Откуда взялась английская Библия (Fleming H. Revell Co., 1950), стp. 113. (17) Смотрите Деяния 2:22, 3:13, 4:13, 5:30, 5:42, 6:14, и т.д. (18) Луки 1:1-3 (19) Иоанна 20:30,31